Фото: Zuma/TASS
В анализе, опубликованном Wall Street Journal (WSJ), говорится, что «нынешний кризис в Турции в корне отличается от того, что было в прошлом». А ведь недавно все было просто замечательно: в нулевых Турция стала страной среднего класса. К 2013 году ее экономика была более чем в четыре раза больше, чем в 2002 году. Но теперь все это, по оценке WSJ, в прошлом: «Экономический бум трансформировался в тяжелый денежный кризис, при котором люди выстраиваются в очередь за дисконтированным хлебом, снижают потребление мяса и уезжают в Европу за лучшей жизнью».
В ходе обсуждения в парламенте Турции бюджета на 2022 год зазвучали фразы, что Турция уже упала в пропасть. Даже проправительственные депутаты от отчаяния поднимают руки вверх и жалуются на свою горькую судьбу: «В мире нет ни одной страны, столь негативно пострадавшей от этих экономических событий (глобального ковид-локдауна), чем мы».
Национальная валюта Турции и впрямь обесценивается на глазах. Если в 2012 году $1 равнялся 1,8 турецким лирам, то сегодня — 13,7. В этой связи мозговой центр Вашингтона — Институт Катона, потирает руки, называя экономическую катастрофу в Новой Османии следствием Эрдоганомики.
Дескать, нынешний султан захотел построить мусульманское государство, основанное на том, что Коран решительно осуждает ростовщичество, понимая под этим и монетарную политику своего Центробанка. Но что-то пошло не так, так как религия и финансы плохо совместимые вещи, утверждают заокеанские эксперты.
Особо отмечается, что на июнь 2023 года запланированы выборы, и опросы наглядно показывают, что на этот раз Эрдоган может быть окончательно побежден. Но примет ли он поражение — сложный вопрос, на который нет четкого ответа.
О том, что даже фанаты Эрдогана могут отвернуться от своего лидера, говорят витрины магазинов в бедных районах. За последние три года тамошний народ стал намного беднее, резко возрос спрос на так называемую социальную еду. Между тем, турецкие продавцы утверждают, что в стране наблюдается дефицит доступных продуктов, которые субсидируются за счет казны. Как следствие, разница между рыночной ценой и, скажем так, социальной составляет десятки процентов. «Эрдоган уже пригрозил: „Они (спекулянты) сильно заплатят“, но … полки пусты», — сообщил стамбульский телеканал Odatv4.
В частности, лидер бизнес-сообщества по производству растительного масла Тахир Бююкхельваджиль подтвердил, что маслозаводы не выпускают вообще подсолнечное масло. Оказывается, «основные поставщики подсолнечника, в первую очередь Украина, Болгария и Аргентина либо не отгружают семечки, либо предлагают драконовские (рыночные) цены».
Турки, само собой, винят в своих бедах девальвацию национальной валюты, которая уже привела к тому, что товары первой необходимости стали роскошью примерно для 40% населения.
«Обесценивание турецкой лиры на 45% в этом году еще больше обнищало турок, — пишет WSJ. — В правительстве не осталось никого, кто мог бы противостоять политике Эрдогана».
Как пояснил бывший замминистра финансов, экс-директор МВФ и Всемирного банка Ибрагим Чакчжи «сегодня наблюдается всеобщее обнищание… Турция не переживет валютный кризис». По его словам, «турецкие банки смогли выдержать на сегодняшний день падение лиры… Но экономисты опасаются, что дальнейшее падение национальной валюты может привести к дефолту по внешним долгам Турции».
Что любопытно: по мнению оппозиции, корень нынешних тяжелейших проблем в Турции кроется в… покупке ЗРК С-400 у Москвы. Так, в издании Sozcu появилось интервью с бывшим послом ТР Шюкрю Элекдагом, который еще несколько лет назад прогнозировал, что американцы порвут эрдагономику в клочья из-за военно-технического сотрудничества с Россией. Как в воду глядел.
Экс-дипломат утверждает, что попытка Эрдогана одновременно сидеть на русском и американском стульях, провалилась. Оба лидера вежливо убрали из-под турецкого лидера свои табуретки, и тот грохнулся на пол. И Путин в Сочи занял жесткую позицию, когда тот попросил отдать Идлиб, якобы турецкий анклав в Сирии. И Байден отказал в сотрудничестве, то бишь в валютных интервенциях. Белый дом четко видит экономическую катастрофу в Турции — ту самую, которую он намеренно создал. Словом, американцы шепчут в ухо строптивому султану: откажись от чудо-пушки русского царя, и будут у тебя самые лучшие в мире деньги — доллары.
Кстати, не только оппозиционер Чакчжи пророчествовал большие проблемы, вполне лояльные Эрдогану аналитики еще весной 2020 года предсказывали такое развитие событий. «Экономический шок таков, что Турция действительно может в будущем искать внешнее финансирование», — сказал Синан Ульген, бывший турецкий дипломат, возглавлявший базирующийся в Стамбуле Центр экономических и внешнеполитических исследований.
«Политики в Вашингтоне увидели, что Турция не потеряна полностью, есть шанс, что она может дистанцироваться от России и стать ближе к Соединенным Штатам», — так описал ситуацию вокруг ЗРК С-400 другой турецкий эксперт, Озгур Унлухисарцикли, директор исследовательской группы Немецкого Фонда Маршалла в Анкаре.
Кстати, Эйкан Эрдемир и Люк Сассвилл, штатные инсайдеры Белого дома в Турции, поясняют упертость султана в отношении С-400. По их информации, Эрдоган не от хорошей жизни пошел на сближение с Путиным. Произошло это после попытки госпереворота в 2016 году.
Тогда, напомним, команда проамериканских коммандос, посланная на поиски турецкого лидера в Мармарис, курортный город, где тот отдыхал, провалила операцию. Кто-то в самый последний момент предупредил Эрдогана, после чего тот избежал страшной расправы в стиле «а-ля Каддафи». Кроме того, у Анкары появилась достоверная информация в виде шифровок о том, что бунтовщиками управляли из Пенсильвании (США) без поддержки ЦРУ люди Фетхуллаха Гюлена.
«Кто-то» — это, вероятно, Путин, считают Эрдемир и Сассвилл. Значит, за султаном должок перед русским царем. Но Белому дому на эту лирику наплевать, хотя формально янки сами виноваты в резком ухудшении американо-турецких отношений. Байден, как особо подчеркивает Шукрю Элекдаг, предельно четко сказал, что не будет решать другие вопросы, пока Эрдоган не откажется от С-400. Причем, это произойдет если не сейчас, то после 2023 года.
Между тем, в рамках офсетной (компенсационной) сделки на поставку российской оборонкой ЗРК С-400 Анкаре должен быть прописан раздел по переносу части производств комплектующих узлов и агрегатов ЗРК на территорию Турции. Напомним, 9 октября 2017 года министр иностранных дел ТР Мевлют Чавушоглу сообщил, что Москва якобы согласилась на передачу секретных технологий.
Наши эксперты уверяют, что «мы никогда не будем передавать, к примеру, систему опознавания „свой-чужой“. Есть еще ряд технологий, которые мы никогда и никому передавать не станем». Как говорится, дай бог, но остается интересный вопрос: а как Турция платить за уже поставленные С-400 собирается?
Рынок оружия Все материалы по теме (13)
Источник: svpressa.ru