На фото: президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Армении Никол Пашинян (слева направо) во время совместного заявления для прессы по итогам встречи в резиденции «Бочаров ручей» в Сочи, 26 ноября 2021 года (Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС)
Тридцатилетие подписания Беловежского соглашения, 8 декабря 1991 года предопределившего распад СССР, вызвало новый всплеск дискуссии о том, куда и по каким навигационным картам плывут бывшие советские республики в океане мировой политики, какие маяки светят их капитанам, в каких гаванях и международных портах их ждут. Подавляющее большинство новых независимых государств, возникших на обломках советской империи, давно определились с выбором — кто-то плывет на Запад (Украина, Грузия, страны Балтии), кто-то держит курс на Восток (Россия, Белоруссия, республики Средней Азии).
Оптимальным вариантом для многих могла бы стать гибкая многовекторная политика, избавляющая новые независимые государства от мучительного выбора — Запад или Восток.
30 декабря 1991 года в Минске, избранном местом пребывания координационных органов СНГ, прошло совещание глав государств-членов Содружества (на снимке). В нем приняли участие Президент Азербайджанской Республики Аяз Муталибов, Президент Республики Армения Левон Тер-Петросян, председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Кыргызстан Аскар Акаев, Президент Республики Молдова Мирча Снегур, Президент Российской Федерации Борис Ельцин, Президент Республики Таджикистан Рахмон Набиев, Президент Туркмении Сапармурат Ниязов, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, Президент Украины Леонид Кравчук. (Фото: Александр Сенцов и Дмитрий Соколов/ ТАСС)
Однако сегодняшняя realpolitik оставляет все меньше места для многовекторности. Новая холодная война диктует свои правила. Она требует четкого ответа на вопрос — за кого вы.
За США и Запад или за Россию с Китаем.
В результате многовекторность нередко рискует обернуться сидением на двух стульях или погоней за двумя зайцами, из которых, как известно, не поймаешь ни одного.
Последним подтверждением этого нового тренда стало то, что на «Саммит за демократию», проводимый президентом США Джо Байденом, не были приглашены не только Россия и Белоруссия, считающиеся в Вашингтоне авторитарными режимами, но и, скажем, Азербайджан. Государство, которое всегда избегало конфронтации с Западом, всегда имело с ним стабильные ровные отношения и не давало поводов предъявить ему те обвинения, которые выдвигаются против Москвы и Минска.
Однако Баку на «Саммит за демократию», который глава МИД России Сергей Лавров назвал «междусобойчиком», не позвали. Зато на него позвали ключевого союзника Москвы в Закавказье — Армению. Вместе с враждебными России Украиной, Грузией и странами Балтии.
Со стороны Вашингтона приглашение на «Саммит за демократию» Еревана стало ходом в стиле «великой шахматной доски» Бжезинского. В свою очередь, в Ереване оно не могло не быть воспринято как подтверждение того, что и через 30 лет после распада СССР Вашингтон видит в Армении, с которой начинались демократические преобразования советской коммунистической империи, (а точнее, ее распад) постсоветский остров демократии в холодном море постсоветского «авторитаризма».
На фото: президент Джо Байден отвечает на вопросы представителей СМИ после выступления с заключительным словом на виртуальном Саммите за демократию в зале Южного суда в кампусе Белого дома, 10 декабря 2021 года, Вашингтон (Фото: AP Photo/Evan Vucci/TASS)
Так же, как приглашение Армении в пику России стало броским политическим жестом, таким же политическим жестом стало и то, что Никол Пашинян это приглашение принял.
Хотя он мог бы, наверное, вежливо отказаться.
Подобно тому, как это сделал Пакистан — ключевой союзник США в Южной Азии, получающий миллиарды американской помощи. Поразмыслив и увидев, что на саммите нет Китая, России, Турции, и многих других друзей и стратегических партнеров, в Исламабаде решили, что есть вещи поважнее денег. И сказали: «Нет, спасибо, мы все же в это играть не будем».
Однако премьер-министр Армении Никол Пашинян все же решил сыграть в эту обоюдоострую игру. При том, что Москва не раз и не два накануне дала понять, что Джо Байден играет в демократию американскими краплеными картами и участие в этой игре российская сторона считает делом противопоказанным.
На фото: президент Джо Байден выступает из зала Южного суда в комплексе Белого дома в Вашингтоне на открытии Саммита по демократии. Двухдневный виртуальный саммит рассматривается как возможность для лидеров и экспертов гражданского общества. из примерно 110 стран, чтобы сотрудничать в борьбе с коррупцией и продвижении уважения к правам человека, 9 декабря 2021 года (Фото: AP Photo/Susan Walsh/TASS)
Как бы то ни было, не только приняв приглашение на «Саммит за демократию», Никол Пашинян на нем выступил.
Возникает вопрос — зачем?
Его обращение призвано решить две задачи. Во-первых, подтвердить, что Ереван верит в американский проект глобального похода за демократию. Во-вторых, Ереван ждет от мирового сообщества более решительной поддержки в противостоянии «угрозам, которые исходят из-за пределов наших границ». Ни одну из стран Никол Пашинян не упомянул, однако под внешними угрозами подразумеваются Азербайджан и Турция — кто же еще?
«Армения полна решимости внести свой вклад в глобальную миссию по укреплению демократии, и мы надеемся, что мы не одиноки в этом», — заявил Никол Пашинян, тем самым согласившись с существованием глобальной миссии, инициированной США. «В своем стремлении укрепить свою демократию мы сталкиваемся со множеством вызовов. Самый большой вызов для нас — это военные угрозы в отношении нашей безопасности. Еще один вызов — это борьба за демократию дома. Этот вызов усугубляется, когда угрозы исходят из-за пределов наших границ», — продолжал Никол Пашинян, пообещав «реализацию политики, которая укрепит доверие как в Армении, так и среди наших партнеров за рубежом».
Итак, союзная России Армения, озабоченная судьбами собственной демократии и внешними угрозами, в конце уходящего 2021 года решила сыграть в многовекторность.
Легкий флирт или легкий шантаж?
Хочет доказать, что в условиях холодной войны 2.0 и нарастающего противостояния Запада и Востока такая политика все еще возможна и может быть эффективной?
Если не получается у других, это не значит, что не получится у Армении. Ведь Армения — это не другие. Это высшая геополитическая лига, представленная на «Саммите за демократию» (в отличие от играющих во второй авторитарной лиге России, Китая, Турции, Азербайджана, Казахстана). Ну и толку с того, что они крупнее и у них больше оружия, денег и ресурсов. Армения это — совершенно страна особая, заставляющая вспомнить крылатое изречение: «Мал золотник, да дорог».
Явно приободренный вниманием президента Байдена, которого на постсоветском пространстве удостоились немногие, Ереван все более активно апеллирует к коллективному Западу — помните классику: «Запад нам поможет». А не к «коллективному Востоку», который на «Саммит за демократию» не позвали.
Это не только оглядка на живущую на Западе могущественную армянскую диаспору, которой было бы более комфортно видеть то, как через 30 лет после распада Союза корабль армянской государственности идет на свет западных маяков. Есть немало оснований полагать, что решение пригласить Ереван принималось в том числе при активном участии армянского лобби в Америке, и Никол Пашинян не мог этого не учитывать.
Вторым фактором, подталкивающим армянскую сторону к поиску запасных аэродромов, альтернативных площадок на внешней арене и в целом взывать к более широкой международной поддержке внерегиональных игроков стало не афишируемое на официальном уровне, но очевидное разочарование действиями России в урегулировании карабахского конфликта. Равноудаленность Москвы воспринимается чуть ли не как предательство со стороны союзника. Это разочарование на уровне армянского общества — объективный факт, секрет полишинеля. Можно лишь дискутировать о том, насколько распространены подобные настроения, проявляющиеся раз за разом в очередном взрыве соцсетей накануне новых встреч и переговоров в трехстороннем формате Москва-Ереван-Баку.
Сам Никол Пашинян и его окружение по-прежнему весьма аккуратны в формулировках. Они не допускают никаких выпадов в адрес Москвы, заявляя о ее ведущей роли в достижении мира на Южном Кавказе и в дальнейшей работе по решению гуманитарных вопросов и разблокированию транспортных и экономических коммуникаций. Однако при этом Москва не проявляет никакого интереса к тому, чтобы продолжать педалировать тему статуса Нагорного Карабаха, которую Ереван считает для себя одной из приоритетных. Вывод — нужно успокоить общество и диаспору и доказать, что тема статуса Карабаха может снова взять разгон и взлететь, если у нее появятся другие моторы (явно они будут не российской, а американской или французской сборки).
На фото: секретарь Совбеза Армении Армен Григорян (Фото: A. Kochinyan/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons)
Примечательное заявление сделал 16 ноября секретарь Совбеза Армении Армен Григорян: «Армения считает, что кризис можно решить с помощью России и ОДКБ. Но если они не смогут это сделать, то Ереван будет вынужден обратиться к другим международным партнерам». Выступление Никола Пашиняна на вашингтонском саммите, в котором сквозит озабоченность судьбами армянской демократии и внешними угрозами, подтверждает, что предупреждение главы армянского Совбеза, прозвучавшее за три недели до этого, не стало случайностью.
Однако насколько обоснованными можно считать надежды на то, что не столь поворотливый, но постепенно пробуждающийся демократический западный мир, видящий в Ереване попавшего в беду «своего парня», в итоге придет на помощь Армении в карабахском вопросе. После чего в рамках Минской группы ОБСЕ демократические Вашингтон и Париж перевесят «авторитарную Москву». Какие дивиденды может получить Ереван от вашингтонского «Саммита за демократию», вслед за которым уже 15 декабря в Брюсселе Никол Пашинян и Ильхам Алиев при посредничестве председателя Евросовета Шарля Мишеля встретятся на полях саммита «Восточного партнерства».
Окончательный ответ на этот вопрос еще не получен.
И Гаага слезам не верит …
Тем не менее, моментом истины в неутихающем споре о том, в какой степени Ереван может рассчитывать на более широкую международную поддержку с привлечением Запада стало практически не замеченное многими и принятое накануне «Саммита за демократию» решение Международного суда ООН в Гааге, разбиравшего иски Еревана и Баку.
На фото: вид на Международный уголовный суд в Гааге (Фото: AP Photo/Peter Dejong/TASS)
Напомним, что 16 сентября Армения инициировала судебное разбирательство с Азербайджаном в гаагском суде в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В иске Еревана содержались обвинения Азербайджана в расовой дискриминации, продолжающейся на протяжении десятилетий и вышедшей на первый план в ходе прошлогодней карабахской войны.
В ответ Азербайджан подал встречный иск, в котором утверждается, что Армения совершала и продолжает совершать дискриминационные действия против азербайджанцев на основании их национального и этнического происхождения, ярким проявлением которого явилось изгнание более 700 тысяч азербайджанцев с оккупированных Арменией международно-признанной территории соседа.
На фото: премьер-министр Армении Никол Пашинян на Саммите мира Нельсона Манделы в Генеральной Ассамблее ООН в штаб-квартире ООН (Фото: AP Photo/Richard Drew/TASS)
Интрига гаагского разбирательства разрешилась в минувший вторник. Суд сохранил равноудаленность от сторон конфликта — победителей и проигравших. А именно, удовлетворив ходатайство Азербайджана, потребовал от Армении принять меры по предотвращению разжигания расовой ненависти в отношении азербайджанцев. При этом в решении суда говорится о необоснованности требований Еревана в отношении возвращения его военнопленных и закрытия парка военных трофеев в Баку, который армяне посчитали пиком армянофобии. Суд также постановил, что Азербайджан должен принять необходимые меры для предотвращения разжигания расовой ненависти в отношении армян.
Какой из этого можно сделать вывод?
Вряд ли нужно напоминать о том, что со времен Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), созданного без малого два десятилетия назад, Гаага стала претендовать на места, где торжествует (или должна торжествовать) «юстиция без границ».
Международная Фемида тогда приняла облик немолодой блондинки с жестким лицом — Карлы дель Понте, которая повела сражение сразу на двух фронтах, став главным прокурором МТБЮ, а после этого — главным обвинителем на руандийском процессе. Вынесение приговоров обвиняемым в геноциде на Балканах и в Руанде уже тогда подтолкнуло ряд стран к тому, чтобы начать подготовку к своим «судам истории».
Однако, несмотря на все усилия представить их независимыми судебными органами, трибуналы по бывшей Югославии и Руанде так и не смогли избавиться от прочно закрепившейся за ними репутации политического инструмента Запада, находящегося под сильным влиянием США.
И вот спустя почти два десятилетия надежды на то, что Гаага автоматически скажет Еревану одобрительное: «Ага» и превратит Международный суд ООН в «трибунал истории» по Карабаху, призванный обвинить Баку в совершении военных преступлений и признать Ереван его жертвой, не оправдались.
«Позорного столба» для Азербайджана в Международном суде ООН не нашлось. Станет ли это холодным душем для тех, кто в любом матче упорно делает ставку не на качество собственной игры, а на дружеского судью международной категории из Вашингтона, Парижа, Брюсселя или Гааги?
Международное положение
Политолог оценил, возможен ли компромисс между Польшей и ЕС
Рябков: к НАТО доверия нет
15 декабря Путин проведет переговоры с Си Цзиньпином
Рябков: в отношениях США и РФ нет прогресса
Все материалы по теме (15241)
Источник: svpressa.ru