На фото: мемориальная доска в честь чрезвычайного и полномочного посла РФ в Турции Андрея Карлова (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)
Это было, как в малобюджетном боевике… Посол выступал с приветствием. Переводчик, стоящий рядом, старательно переводил фразы про дружбу и сотрудничество. За их спинами прохаживался охранник, поглядывающий на развешенные на стенах фотографии в рамках. Вдруг он выхватил пистолет и трижды выстрелил дипломату в спину.
В кино такие сцены выглядят заурядно и неправдоподобно: послов ведь охраняют, особенно — во время публичных мероприятий. Но именно при таких трагических обстоятельствах погиб пять лет тому назад посол России в Турции Андрей Карлов. Эта трагедия подставила под удар взаимоотношения двух стран. Ведь убийство высокопоставленного дипломата — это открытая демонстрация ненависти и пренебрежения.
Сейчас министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу называет эту трагедию актом терроризма и попыткой «некоторых сил» нанести ущерб двусторонним отношениям: «Террористическое нападение на посла Карлова выявило наличие многих центров силы, которые хотят подорвать турецко-российское сотрудничество. Поэтому мы считаем, что совместные усилия по улучшению наших отношений являются данью уважения памяти господина Карлова и его вклада в них», — сказал он в связи с пятой годовщиной убийства в Анкаре высокопоставленного российского дипломата.
Глава МИД ТР также отметил, что за пять лет, прошедших после расстрела посла, взаимодействие между Россией и Турцией укрепляется как на двустороннем, так и на региональном уровне.
На первый взгляд это действительно так. Торговый оборот между нашими странами приближается к 30 миллиардам долларов. Туристов из России турки встречают как родных. За 2021 год, несмотря на пандемию, на турецких пляжах отдохнут около 5 миллионов россиян. Еще эффективно сотрудничаем в области энергетики. В прошлом году начал действовать «Турецкий поток» — экспортный газопровод из России в Турцию через Чёрное море. Одна его ветка доставляет газ турецким потребителям, по второй голубое топливо идёт в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Активно идёт строительство АЭС «Аккую» — первой АЭС в Турции. Возводится она по российскому проекту. Её первый блок планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году.
На внешнеполитической арене тоже есть направления, в которых Россия и Турция могут выступать как партнёры, например, в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. Вроде бы всё хорошо… Но неприятный привкус всё равно ничем не перебить: во многих чувствительных для России моментах Турция занимает явно недружественную позицию.
Крым российским не признаёт, «Байрактры» свои Украине продаёт. Привечает у себя экстремистов всех мастей. Вот в Корфезе (120 км от Стамбула) парк в честь лидера чеченских сепаратистов Джохара Дудаева, ликвидированного российскими спецслужбами в 1996 году, назвали. М
эр города Шенер Согют, считает, что Дудаев является «символом борьбы за свободу», поэтому для него стало большой честью открыть парк в память о нем. А вот если бы в Подмосковье или на Тамбовщине (там курдов много) назвали что-нибудь в честь какого-нибудь лидера курдов, ликвидированных турецкими силовиками, это бы Анкаре понравилось?
Вспомним еще про ежегодные акции черкесских организаций, требующих признания Россией факта геноцида черкесов во времена Кавказской войны (1763−1864). Одни шествия черкесской молодёжи по Стамбуле с черепами на шестах чего стоят! И турки эти антироссийские манифестации разрешают, хотя по части геноцида у них самих рыльце в пушку.
«Если такие отношения называются дружбой, то что тогда вражда?», — задаются вопросом пользователи всемирной паутины. При этом одни считают, что ничто не бывает вечным, в том числе и вражда. Поэтому пора переворачивать эту страницу. А другие считают, что турки самые верные и надёжные друзья для самих себя и относятся к России как лиса к мышке.
— Отношения России и Турции в настоящее время носят принципиально новый характер, считает эксперт-тюрколог Станислав Тарасов. — Во внешней политике наши страны идут параллельными курсами, обе наш страны, например, утверждают своё влияние на Ближнем Востоке, при этом не мешая друг другу. К тому же мы имеем богатый исторический опыт, и реализуем его в настоящем. Так что отношения между Турцией и Россией действительно являются дружественными.
Политолог Михаил Александров разделяет это мнение не вполне:
— Дружественными отношения я бы не назвал. Мы, скорее, партнёры. Но надо понимать, что то же непризнание Крыма Турцией имеет под собой определённые основания. Мы же не признали Северный Кипр. Вот турки так и рассуждают: они Северный Кипр не признали, почему мы должны признавать Крым? Другое дело, что российский МИД не упоминает это постоянно в своих заявлениях. А турки про Крым говорят постоянно. Возможно, чтобы подчеркнуть, что проводят независимую политику. А полагаться на Турцию как на союзника или друга серьёзные политики не будут, потому что она всегда проводит свою линию. Она и американцам не особо подчиняется, а уж нам тем более не будет подчиняться.
Эксперт напомнил, что некоторые события, резко отрицательно повлиявшие на отношения двух стран, произошли «в пику» президенту Эрдогану. Та же трагедия, оборвавшая жизнь Андрея Карлова, была выгодна силам, не желавшим сближения Турции и России. А в случае со сбитым российским истребителем, возможно, имел место заговор внутри ВВС Турции, которые на тот момент были настроены оппозиционно к Эрдогану.
— Турция всегда была сложным партнёром для России. Но на протяжении веков нам удавалось заключать договоры, которые потом соблюдались. Турция, кстати, не стала воевать на стороне Германии против СССР во Вторую мировую, кстати. Так что с таким партнёром можно выстраивать взаимовыгодные отношения.
День в истории
Бабурин о развале СССР: Ельцина грамотно использовали кукловоды
Аксенов: Беловежский сговор стал символом крупнейшей геополитической катастрофы XX века
Алкснис: «У ГКЧП были шансы победить»
Ганзя о ГКЧП: «Общество было отравлено сказками о Западном образе жизни»
Все материалы по теме (726)
Источник: svpressa.ru